Первым словом Яна было мама, вторым - читать. Немного о нас и этом блоге

четверг, 5 мая 2016 г.

История рыцаря Эльтарта. 5+

Олейников А. История рыцаря Эльтарта, или Сказки Синего леса / Алексей олейников; худ. Ольга Ионайтис. - М.: Книгарь, 2014. - 160 с.
Первая публикация полной версии "Сказок Синего леса" Алексея Олейникова - лауреата Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина (2013)
У Владислава Крапивина тоже все мальчики в душе рыцари. Алексей Олейников знакомит нас не только с рыцарем Эльтартом в серебристых доспехах, но и с мальчиком Эликом, сыном уборщицы "дэка", в котором он проводит одинокие зимние вечера. Элик дружит с мастером Дедом, пьет белый чай со бабулей-сторожем, превозмогает ужас темных длинных коридоров и любит маму. Все детские страхи и фантазии, подпитанные декорациями, костюмами, музыкой, воплощаются в спасителе Синего леса.


Главы сказки перебиваются авторскими воспоминаниями. Иногда параллели проводятся легко, иногда на уровне тональности. Если приключения Эльтарта понятны и интересны пятилетнему, может, и четырехлетнему мальчику, то автобиографическая часть рассчитана на средний школьный возраст либо объяснения родителей. Кроме того, редкого ребенка в принципе устроят постоянные перерывы в рыцарских сражениях ради описаний подсобки сторожа и зимней улицы. С литературной точки зрения, две плоскости произведения соединены мастерски, но подходят ли постмодернистские приемы для детского чтения? Не уверена.

Сама же сказка хороша. Мальчик в серебристых доспехах спасает папу лесовичка из плена водяного, помогает маленькому индрику (подземному мамонтенку) разбудить родственников, чьи сны кушает Темнота, добывает кровожадный Красный Цветок и обнаруживает, что все его подвиги, совершенные с благими намерениями, имеют и обратный эффект. Неплохая тема для размышлений в любом возрасте.
Одной из заметных характеристик текста является словотворчество. Писатель вводит в ткань повествования степных мюсликов, брысь с кисточками на ушах, болтушек морок, других лесных существ наряду со сказочными, но знакомыми лесовиками и водяными. Маленький Хурра живет под ивобабом, питается лживыми попятами, болтуникой, мясникой, брынзовикой. Авторские неологизмы понятны из контекста, а для любителей А. Олейников вводит еще и глоссарий с пояснениями. Детям читать выдуманные слова нравилось во все времена. Тем более отрадно увидеть продолжение традиций языковой игры (вспомним Л. Кэррола, Д. Хармса) в XXI веке, когда писатели редко утруждают себя тщательной проработкой словесного материала. В сказке есть также стихотворения!

Автобиографическая часть выделена графически (черно-белые рисунки, жирный шрифт)


Рисунков немного. Больших двенадцать, для дошкольников мало, для школьников достаточно (а вот лично мне хотелось бы больше)) Рисунки красиво выполнены, неяркие, изображают всех персонажей сказки, сам Синий лес, основные события. Маленьких рисуночков побольше.



Шрифт достаточно крупный для самостоятельного чтения школьника. Бумага белая, плотная, не просвечивает.








 Фантазийного и сказочного много, но история тяготеет к правдоподобию реализма. В конце книги медведь-шериф вывозит мальчика без доспехов за пределы Синего леса, то есть сказки, где его забирает мама, закончившая свою работу. Занавес закрывается, пора домой. Я думаю, постмодернистские черты, нарочито замытая граница между сказкой и реальностью позволяют адресовать произведение среднему школьному возрасту (в книге указано 12+). Но для двенадцатилетнего мальчишки, прочитавшего уже всего В. Крапивина и Ж. Верна, сюжет жидковат, герои мелковаты, а отождествлять себя с малышом, заблудившимся в актовом зале и уткнувшегося с плачем в мамин подол, он точно не будет. Максимум восьмилеткам! Мы с Донатом познакомились с рыцарем Эльтартом в 6,5, и то, эта сказка далеко не самая сложная как по сюжету, так и по идеям из прочитанного сыном.






7:10. Достаточно интересно, но сын перечитывать не будет. Литературные изыски исключительно для мамы))

Комментариев нет:

Отправить комментарий