Первым словом Яна было мама, вторым - читать. Немного о нас и этом блоге

понедельник, 16 мая 2016 г.

Наша старая Барто 2+

Одна книга Агнии Львовны у меня уже была, ее мы читали с Донатом. Барто А. Стихи для самых маленьких / А.Л. Барто; Худ. В. Чижиков. - М.: Астрель, 2008. - 77 с. 

 Но в ней мало стихов, а "Игрушки" никуда не годились, потому что в год ребенок не может рассматривать рисунки размером с его ладошку, еще и по четыре на странице, пусть даже и Чижикова.
Даже если физические параметры зрения позволяют, педагогически и психологически это неверно, но об этом мы уже говорили. Хорошо, что чудесные "Игрушки" у нас теперь есть в идеальном виде!





Что касается остальных стихотворений, редакторы решили издать самое любимое (свое самое любимое, я так полагаю). Сразу после "Резиновой Зины" и "Я выросла" (прекрасно, между прочим? оформленных) идет цикл "Младший брат".







Главный герой 19 стихотворений - новорожденный Андрюша. Около половины посвящено отношению сестер к нему и к его появлению в семье. Стихотворения не короткие, есть такие пассажи:

Утром сад в сиянье, в блеске,
На кустах горит роса.
Над коляской занавески
Поднялись, как паруса.

или вот:

Ветер треплет цветники
На зеленом сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнули двери.

Согласитесь, трудно вчера читать ребенку "Мячик" и "Флажок", а сегодня надеяться, что его увлекут сиянье, цветники и олицетворение. С учетом, что старших сестричек и младших братиков у Доната не было тогда, разговор о том, как "две сестры глядят на братца" его не заинтересовал. В полтора года он не испытывал никакого интереса к  нюансам жизни новорожденных, поэтому погремушки Андрюшки, агушки и ожидание танцев в честь Андрюшки его тоже не увлекли. Из всего цикла "пошло" стихотворение про то, как Андрюша пытается есть башмаки, которые ему первый раз надели, "Купание", и "Встреча" двух колясок с малышами, я так подозреваю, благодаря сюжетности. Цикл этот рассчитан на более старший возраст и помещать его вместе с "Игрушками" не было никакого смысла.
Кстати, редакторы посчитали, что начинать знакомство с А. Барто нужно не с "Игрушек" (как все), а с цикла "Настенька".





 Мы его первое время пролистывали, потом читали кусочками, например,
Едет, едет Настенька
В новенькой коляске,
Открывает ясные, новенькие глазки.

И пропускали про "паренька вихрастенького", который пытается "сговориться" с малышкой.
Из второго стихотворения мы читали две строки:

Настенька не в духе,
К ней пристали мухи.

К остальному годовалый ребенок еще явно не готов, поэтому смысла вставлять цикл перед Бычком и Зайкой я не увидела.
 Дальше в книге собраны наиболее известные стихотворения писательницы: Веревочка, Мы не заметили жука, Дело было в январе, Помощница, Игра в стадо, которые Донат очень полюбил. Они хорошо оформлены и, в отличие от "Игрушек", проиллюстрированы крупными картинками по одной на страницу. Правда, АСТ, как всегда, не смогли издать советскую книжку без своих пошлых орнаментов на полях. особенно отвратительно эти осенние листочки смотрятся в зимних стихотворениях и на желтых титульных листах. А когда ребенок вместо снеговиков или зайчиков начинает отвлекаться на поля и тыкать пальцем  в листики и бабочки, то желание читать такую книгу вообще пропадает.





 Цикл "Вовка - добрая душа", написанный для пятилетних (примерно) детей вдруг врывается шестью стихотворениями в середину книги, хотя следующий за ним "Маляр" ("Мы с дедом красили сарай") явно проще и легче.






 "Благодаря" такому выбору и расположению стихотворений мне пришлось приложить немало усилий, чтобы методом проб и ошибок выбрать подходящие по возрасту стихи в Данькин год, потом в полтора и два, пока мы не освоили всю книгу. Теперь, с высоты опыта)), процесс пошел бы легче, но "Стихи для самых маленьких" наивно были выбраны мной когда-то одной из первых детских книг. Тем не менее, я решила ее оставить Яну. Во-первых, все знакомо и мне проще читать в нужной последовательности. Во-вторых, рисунки В. Чижикова просто превосходны, печать неплохая, многие стихотворения с этими иллюстрациями мне как родные. В общем, решила не рисковать, оставляю и начинаю читать после "Игрушек".


7:10 Вот пример того, как из великолепного поэта и чудеснейшего иллюстратора можно сделать посредственную книгу!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий