Первым словом Яна было мама, вторым - читать. Немного о нас и этом блоге

понедельник, 25 апреля 2016 г.

Книжная психологическая помощь.

Про книгу Ютты Бауэр я слышала давно, видела отзывы в интернет-магазинах и фотографии. Покупать смысла не видела, но, заметив на библиотечной полке, взяла. Для себя в педагогических целях. Я не ору на детей, но словами иногда пытаюсь оказать давление на старшего сына и хочу от этого отказаться. Поможет ли мне Ютта Бауэр?

Бауэр Ю. Однажды мама ругалась. М.: КомпасГид, 2012. - 36с.
 Да, взрослые кричат на детей. Да, это вербальная агрессия. Да, это так же недопустимо и травматично, как физическое наказание. Психологическое насилие, в том числе и вербальное, ведет к адаптации (ребенок сам обучается новому виду поведения), к снятию запретов с такого поведения, к утрате эмоциональной восприимчивости и изменению образа реальности (насилие ожидается в любую минуту). Плохо, что об этом не все родители задумываются, что вербальное воздействие оценивается как более приемлемое и труднее контролируется (по опросам разновозрастных знакомых). И как же мало об этом говориться! Поисковик на запрос "вербальная агрессия по отношению к ребенку" на первой странице выдал только одну ссылку на родительское агрессивное поведение, в остальных девяти говорилось о ДЕТСКОМ агрессивном поведении. Как в поговорке, в своем глазу и бревна не замечаем, а детей готовы анализировать и воспитывать бесконечно.  
Происходит вербальная агрессия примерно так:
Сегодня утром мама так на меня кричала, что меня разорвало на части:
швырнуло голову в небо,
живот забросило в море,
крылья пропали в джунглях.
Клюв потерялся в горах.

А хвостик упал где-то в городе.

 У меня остались лишь ноги, но потом и они сбежали..
 Я не мог ничего возразить, ведь мой клюв потерялся в горах!
Я хотел бы его отыскать, но глаза мои были в небе!
Я хотел полететь за глазами, но крылья пропали в джунглях.
 А ноги совсем устали, когда забрели в пустыню.
Однако вечером мама собрала все части - и сшила. Только ног не хватало.

"Прости меня, дорогой," - сказала мама устало.
Мне трудно сказать наверняка, как воспринимает этот образ разорванного пингвинчика ребенок, но на меня он оказывает сильное впечатление, как и на тех взрослых, которые присудили "Однажды мама ругалась" премию им. Х.К. Андерсена в 2010 году (между прочим, как художнику-иллюстратору, а не как автору!).
Интересно, что книга адресована детям до трех лет. Сначала я подумала: ведь это книга для родителей, чтобы они поняли переживания ребенка и не кричали на него. Для этого я ее и взяла в библиотеке. Помогла она мне? Перестала я ругать ребенка? Очень надеюсь, что если я начну выговаривать сыну, образ разорванного пингвиненка меня остановит. Но книга все же не для меня. Для меня "Непослушное солнце" Сергея Чуднявцева, а Ютта Бауэр пыталась создать что-то типа психологической помощи тем, кто говорить еще толком не умеет и не знает, как облечь в слова свои переживания. Текст завязан не на абстрактно-логическом мышлении, а на образе-представлении, доступном малышам.
Теперь самое время отметить неоднозначность реакции отечественной читательской аудитории на "Однажды мама ругалась". Мнения от агрессивно-отрицательных до восторженно-положительных. Советуют купить книгу рецензенты, книжные обозреватели, блоггеры, в общем, профессионалы и полупрофессионалы и многие читающие родители. Есть мнение, что Многие считают книгу полезной для родителей, а детям ненужной. Другие совершенно справедливо полагают, что нормальным родителям и так ясно, что кричать на ребенка нельзя. И есть категория читателей, готовых запретить эту вредоносную книгу вообще как аморальную, способную послужить триггером детских фобий и неврозов. Ну, есть и равнодушные, как всегда.
Что касается меня, приобретать книгу Ю. Бауэр в личную детскую библиотеку не считаю нужным. На Яна никто в жизни голоса не повысил, вряд ли ему нужен и понятен образ орущей пингвинихи, по крайней мере, сейчас. Доната книга удивила странностью, он попросил перечитать ее и посмеялся. Не отрицаю воспитательного потенциала книги, оригинальности и образности, но особого восторга не испытываю.


Комментариев нет:

Отправить комментарий